Из опыта работы


Презентация урока СБО в 9 классе «Приготовление татарского национального блюда кыстыбый»
учитель СБО высшей категории
ГКСКОУ с. Камышла
Хайруллина М.Г.

В специальной (коррекционной) школе-интернате имени Акчурина А.З. с. Камышла обучается  120 детей с ОВЗ: с легкой и умеренной, глубокой степенью умственной отсталости, со сложными дефектами. Из них 60 детей-сирот, 88 детей-инвалидов. Большая часть детей  проживает в школе-интернате. Многие родительские дети не имеют постоянных поручений в семье, редко посещают различные учреждения и организации, то есть большую часть своей жизни дети  проводят в отдалении от своей семьи, общества. А дети - сироты и вовсе лишены семьи и возможности приобретать опыт семейных и социальных взаимоотношений. Социально – бытовая ориентировка умственно отсталых детей существенно затруднена в силу неполноценности их познавательной деятельности, обусловленной психическим недоразвитием. В отличие от своих нормально развивающихся сверстников умственно отсталые дети не в состоянии самостоятельно выделить и освоить образцы решения социальных и бытовых задач.  Целью специального образования умственно отсталых детей является подготовка их к самостоятельной жизни в обществе. Задача уроков СБО (социально-бытовой ориентировки) - сформировать правильное представление и дать необходимые знания по вопросам создания благополучной семьи, распределения семейных обязанностей, о защите своих прав, правилах коммуникации, этикета и поведения в обществе.
Поэтому коррекционно — развивающее обучение детей с отклонениями развития  на уроках СБО является одним из методов комплексной реабилитации состояния здоровья, направленной на преодоление социальных ограничений, вызванных болезнью, путем развития их познавательных и личностных возможностей. Успешное освоение программы предполагает наличие у обучающихся  навыков, обладая которыми, они не превратятся в социальный балласт после выпуска из школы, а смогут выжить, прокормить себя и свою семью, и стать полноправным членом общества. Чем раньше для детей с особенностями развития будет реализован дифференцированный подход в определении содержания комплексной реабилитации состояния здоровья и психического развития, найдены и использованы специальные методы и приемы педагогической коррекции имеющихся у них отклонений развития, тем успешнее будет их социализация, будущее их семей, а значит, и будущее нашей страны.
Урок СБО с использованием информационно-коммуникативных технологий (ИКТ)
Предмет: СБО (социально-бытовая ориентировка).
Класс: 9 класс
Тема: «Приготовление татарского национального блюда - КЫСТЫБЫЙ»
Продолжительность: удвоенные уроки  по 40 минут
Технологии: личностно-ориентированные, здоровьесберегающие, информационно-коммуникационные.

На уроке были использованы ИКТ: компьютер, ноутбуки, мультипроектор, интерактивная доска, презентация «Приготовление татарского национального блюда - кыстыбый», тесты, созданные в среде дистанционного образования Moodle с помощью программы HotPotatoes, электронные физминутки для глаз.
Аннотация: урок объяснения нового материала и формирования  практических умений и навыков в разделе «Питание» по предмету СБО (программа специального коррекционного общеобразовательного учреждения 8 вида  по СБО под редакцией В.В. Воронковой, 9 класс) с использованием ИКТ.
         Представленный урок из раздела «Питание»  содержит сведения по теме «Приготовление татарского национального блюда - кыстыбый».   На уроке учащиеся повторяют знания по  истории появления картофеля на Руси, способы первичной и тепловой обработки овощей и  технологию приготовления картофельного пюре (который они изучали в 6 классе) и лепешек. В ходе практической работы научатся готовить блюдо по рецепту, эстетически его оформлять и подавать его к столу. Материал урока позволяет использовать имеющиеся  знания русского языка (знание алфавита) и математики (расчет продуктов на 10 порций), навыки работы по инструкции, проявить элементы творчества при создании новых вариантов ку­линарных рецептов, разнообразив варианты начинок и способы приготовления теста, лепешек.
На  всех этапах урока была использована презентация.  Применение информационных технологий на уроке активно вовлекает  обучающихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности, значительно расширяют возможности предъявления учебной информации.  Использование интерактивной доски на уроке позволяет наглядно и быстро выбрать нужные продукты для приготовления блюда.
Одновременно на уроке «Приготовление татарского национального блюда - КЫСТЫБЫЙ» решаются задачи воспитания личностных ка­честв: толерантность, трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость; элементов трудовой культуры: организация труда, экономное и бережное от­ношение к продуктам, строгое соблюдение правил безопасной работы и гигие­ны труда; воспитание желания и стремления к приготовлению доб­рокачественной пищи.
Урок состоит из следующих основных этапов: 
I.                   Организационная часть.
II.                Актуализация опорных знаний
III.             Подготовка учащихся к восприятию новой темы.
IV.            Изучение нового материала.
V.               Подготовка к практической работе.   Вводный инструктаж к работе.
VI.            Практическая работа. (Текущий инструктаж во время практической работы. Заключительный инструктаж
VII.         Закрепление новых знаний и навыков.
VIII.      Итог урока. Оценка работы учащихся. Рефлексия
В структуру урока включены оздоровительные паузы – электронные физминутки для глаз.
  Формы организации учебной деятельности:
 групповая,               индивидуальная,             фронтальная.
      Формой контроля за усвоением материала служат ответы учащихся во время беседы, озвучивание результатов практической работы, тесты созданные в среде дистанционного обучения
Moodle с помощью программы HotPotatoes.
 Методы обучения:
• словесные (при формировании теоретических знаний);
• практические (при приготовлении блюда);
• наглядные (ИКТ – для развития наблюдательности, повышения внимания и лучшего запоминания материала);
• проблемно – поисковые (при формулировании темы и целей урока, для развития самостоятельности мышления);
• методы контроля и самоконтроля.      
Приложение 1. Тест «Картофель» : нужно заполнить пробелы, можно воспользоваться подсказкой (по 1 букве), при этом терять баллы.
Приложение 2. Тест на соответствие «Первичная обработка картофеля».
Приложение 3 тест на соответствие «Горячая обработка картофеля».
Приложение 4 тест «Кыстыбый»-3теста на выбор правильного ответа ( нет перевода).
Конспект этого урока размещен в  моем блоге, презентация урока – на мини сайте, желающие могут ознакомиться.                                          
         



Проект «Мой зеленый друг».

Цель проекта:
Формирование активной нравственно-экологической позиции личности по отношению к окружающему миру.
 -  Вызвать желание заботиться о своих зеленых друзьях.
Задачи:
1.  Познакомить  с многообразием комнатных растений.
2. Научить самостоятельно искать информацию по теме.
3.  Закрепить умения и навыки практической деятельности по посадке и
уходу за комнатными растениями.                                                                                                              
4. Развивать эмоционально-чувственную сферу личности учащихся.                                                                                      
Содержание проекта.
l.  Подготовительный этап:                                                                                                 (поиск  и анализ)
1.Организация наблюдений за комнатными растениями в классе, в школе, в цветочном отделе магазина.                                                                                                                                                               2.Выбор комнатного растения по желанию .                                                                                              3.Поиск, сбор, систематизация и анализ информации о комнатных цветах                                                                       а) школьные учебники                                                                                                                                                    б) посещение школьной,  сельской и личных библиотек                                                                                 в) советы взрослых:                                                                                                                                                   воспитатели;                                                                                                                                                                                  классный руководитель;                                                                                                                                                                                                   учитель биологии.
4. Оценка ресурсов – экономические расчеты.                                                                                               5. Подготовка материалов: (горшков, земли, керамзита, песка)                                        6.Планирование последовательности работ.
2. Основной этап – цикл практических дел.
1. Выращивание черенков  комнатных растений.
2. Подготовка горшков (ведерок из-под  майонеза) к посадке растений – сверление дырок  на дне.                                                                                                                                                                               3. Посадка черенков.                                                                                                                                             4. Уход за комнатными растениями.

3.  Заключительный этап. Подведение итогов.
1. Конкурс рисунков «Мой  любимый цветок».                                                                        2. Оформление  книжек - малышок  о комнатных растениях.                                                                        3. Презентация проекта праздник «Мой зеленый друг».                                                                         Цели:
развитие речи учащихся, активизация словарного запаса;                                                      развитие памяти, логического мышления,                                                                                                   экологическое  воспитание.                                                                                                          Оборудование: цветы посаженные детьми, карта мира, посадочный материал, компьютер.           
 Оформление: на доске  плакат
«Зеленый друг всегда с народом –
 Дыши  побольше кислородом!».
Учитель: Ребята, какая погода сегодня на улице? (пасмурная). Но самое главное погода в доме, давайте улыбнемся друг другу, в классе станет светлее, веселее.
О чем мы сегодня будем говорить, вы узнаете, если отгадаете загадку:
Очищают воздух,                                                                                                                                               Создают уют,                                                                                                                                                           На окнах зеленеют,                                                                                                                                             Круглый год цветут.                                                                                                                                                            (комнатные растения).
- Почему они называются так?                                                                                                                                     - Для чего они нужны?                                                                                                                                                - С чего начали мы свой проект?                                                                                                                              (с поиска противоречия между желаемой и реальной ситуацией)                                                              - Почему проект назвали «Мой зеленый друг»? Докажите каждое слово.                                                     - Где искали сведения о комнатных растениях?                                                                                               - Где были на экскурсии?                                                                                                                                           - Кому из взрослых обращались за помощью?                                                                                                   - Кто производил экономические расчеты? Как вы смогли сосчитать, ведь мы считаем только в пределах 100? Где взяли калькулятор?
Земля – 320 руб.                                                                                                                                                   Горшки – 210 руб.                                                                                                                                                    Цветы – 1180 руб.                                                                                                                                                        Всего: 1710 руб.                                                                                                                                                                                                                                             - Вы, ребята, что - нибудь покупали?                                                                                                                                              - Значит, эти деньги мы сэкономили, на них можно купить 500 ручек и вся школа может в течение  5 месяцев пользоваться ими, если будут беречь.                                                                             - Где взяли землю, керамзит, песок?                                                                                                                           - Для чего нужны керамзит и песок? Чем можно заменить керамзит?
Игра на внимание:
Проверьте,  правильно ли размещены в горшочке таблички со словами песок, земля, керамзит.  Расставьте их правильно.
Физминутка.
Вырос красивый цветок на окошке.                                                                         Утром весенним раскрыл лепестки.                                                                                                             Всем лепесткам красоту и питание                                                          
  Дружно дают под землей корешки.
                                                                                                                                                            Мы не только посадили  цветы, но и учили загадки, стихи и песни.                                                                     

1 ученик.   Чтобы солнце сквозь стекло                                                                                                                                                               К нам в окошко не пекло                                                                                                                                                                                            Я повешу   шторочку                                                                                                                                                            На белую  распорочку,                                                                                                                                              Не крючком  плетёную –                                                                                                                                                   Живую  и зеленую.  (традесканция)
Народное название – бабьи сплетни.                                                                                                                 - Как вы думаете, почему у нее такое название?                                                                                         Родина цветка – Северная Америка (показать на карте мира).                                                                Любит полутень, боится прямых солнечных лучей. Нужен обильный полив.

2 ученик. На окне зимой и летом                                                                                                                                      Вечно зелен и красив.                                                                                                                                        Ярко – красным цветом                                                                                                                                      Горит нежно  бальзамин.
Народное название: Огонек (из-за многочисленных ярких цветков)                                                                    Родина цветка – Африка (показать на карте).                                                                     Солнцелюбивый, любит обильный полив.                                                                                                                

3 ученик. У садовницы – первой модницы                                                                                                            Платье то ли полиняло,                                                                                                                                             То ли краску поменяло:                                                                                                                                                            Все было лиловое,                                                                                                                                                    Стало васильковое (гортензия)                                                                                                                        Народное название (китайская или японская роза)                                                                                          Родина цветка:  Япония, Китай  (показать на карте).                                                                                     Боится прямых солнечных лучей, любит обильный полив.

Ученик читает письмо своему зеленому другу.  
Здравствуй, мой зеленый друг!                                                                                                                        Как  цветешь? Хватает ли тебе воды? Тебе приятно на солнце?                                                                А я учусь хорошо, и у меня все хорошо. Пока, мой зеленый друг -  гортензия.                                                                                                                             Твой друг Игорь.

4 ученик. На окне в такую рань                                                                                                                                                                   Распустилась герань:                                                                                                                                                                  Круглые листочки,                                                                                                                                                                   Пышные цветочки.
 - Как  называется этот цветок  по татарский? (яран гел)                                                               (исполняется песня «Яран гел» на татарском языке)                                                                       Научное название – пеларгония.                                                                                                                 Другое народное названье – кошачий цветок.                                                                                                        (из – за круглых пушистых листьев похожих на кошачьи лапы)                                                                        Родина цветка – Африка (показать на карте).
Поэтому во всем похожа на бальзамин: любит солнце и влагу, но нельзя опрыскивать. Листья имеют запах, нельзя ставить в спальню, может быть аллергия. Имеет лечебные свойства: заживляющее, вяжущее (кровоостанавливающее), общеукрепляющее.

5ученик. Плоский, длинный, а не брус.                                                                                                                 Полосат, а не арбуз.  (сансевьера)                                                                                                                          Народные названия: щучий хвост, тещин язык, индийский меч.                                                                  Родина цветка: Индия, Африка.                                                                                                                         Любит солнце и умеренный полив.



6 ученик


В нашем классе на окне,                                                                                                                                Во зеленой во стороне,                                                                                                                                                     В расписных горшочках                                                                                                                                  Подросли цветочки.                                                                                                                                                    Вот роза,  герань, кислица,                                                                                                                                               Колких кактусов семья,                                                                                                                                         Их польем мы водицей                                                                                                                                                                  Я и все мои друзья.



Я посадил гибискус.                                                                                                                                         Народное название – китайская роза.                                                                                            Родина цветка – Китай.                                                                                                                      Солнцелюбивое растение, любит обильный полив. Хорошо цветет в тесном горшке, как и бальзамин.


7 ученица.


  В руки леечку взяла,                                                                                                                          Все цветочки полила.                                                                                                                                                  Пусть попьют водички                                                                                                                                     Цветочки – кислички.                                                                                                                                                  Мягкой тряпочкой листочки                                                                                                                   Протирала всем цветочкам.                                                                                                                                         Пыль дышать мешает –                                                                                                                                                    Поры закрывает.
Острой палочкой взрыхлила                                                                                                                             Землю всю в горшочках                                                                                                                              Ведь я – умница большая,                                                                                                                                   Маленькая дочка. 


                                                                                                                                                                   Я посадила оксалис.
Народное название: кислица.                                                                                                                          Родина цветка: южная Америка.
Любит полутень, умеренный полив. Листья интересные треугольной формы, вечером закрываются, утром  раскрываются.

Здравствуй, мой зеленый друг.
Как у тебя дела?   Меня зовут Настя. Я учусь в 4 классе. У меня все хорошо. Тебе нравится зима?  Мне нравится, у меня   зимой день рождения. Пока, мой зеленый друг  - кислица.

2 ученик. Стоит за окошком прохладный денек.                                                                                                           Горит на окошке цветок – огонек.                                                                                                                  Его поливаю, его берегу,                                                                                                                                        Его подарить школе не могу.                                                                                                                         Уж очень он ярок, уж очень  хорош,                                                                                                                                  Уж очень на мамину сказку похож.                                                                                                                                                    (Е.А.  Плагина).

- Какие подарки мы готовили к Женскому Дню? (розы, тюльпаны из бумаги – способом оригами)
Что  еще  можно  подарить?  (посадить цветы)                                                                                Исполняется  песня «Мамин праздник».
   2. Но в марте нет сирени,                                                                                                                                          Гвоздики не достать,                                                                                                                                                      А можно ведь в горшочке                                                                                                                                  Маме цветы сажать.                                                                                                                                                 А можно, а можно
Маме цветы сажать.

Игра на внимание «Что изменилось»
(поменять местами цветы, 1 убрать)
Итоги праздника.                                                                                                                                                    - Чему вы научились,  выполняя этот  проект? 
- Что нового узнали?                                                                                                                          (много  новых цветов,  их названия, родину, особенности)                                                                                       - научились сажать  комнатные растения,  выращивать черенки, ухаживать за ними.                              
- Почему  нельзя  в спальне  ставить много цветов?
- Каких результатов добились?                                                                                                                          1. Оформили книжки – малышки.                                                                                                                       2. Каждый посадил  цветок, у  каждого появился  свой зеленый друг, о котором нужно заботиться, ухаживать, защищать, можно поделиться секретом.                                                                
3. Решили вести себя  достойно,  чтобы не цветы расстраивались и не болели.

Учитель. Я надеюсь, что и летом вы не забудете своих друзей, осенью они, вместе с вами подросшие придут в 6 класс.



                          
          

Комментариев нет:

Отправить комментарий