Мои публикации


1. "Формирование социальной адаптации 
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья  
на уроках социально-бытовой ориентировки  
в условиях специальной (коррекционной)  
общеобразовательной школы-интерната VIII вида".

http://www.cposo.ru/res/cppk/sbornik_pedsovet.pdf


2. "Традиции и новации в обучении детей с ОВЗ на уроках СБО" [Текст]//Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе в условиях введения ФГОС общего образования. Опыт, проблемы, перспективы: сборник материалов окружной научно-практической конференции. -с. Большой Толкай, 28 февраля 2013г.-с.94-97


Традиции и новации в обучении детей с ОВЗ на уроках СБО.


Хайруллина Мухтарамя Габдулхаковна,
учитель СБО ГКСКОУ с. Камышла

     Политические и экономические изменения, произошедшие в нашей стране за последнее время, сильно изменили взгляды педагогов на обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями. Произошла смена  приоритетов и в задачах коррекционной школы  VIII вида. На первое место выходит задача социальной адаптации детей с интеллектуальной недостаточностью.
Положение детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья является более плачевным еще и потому, что они не имеют представления о многих житейских, бытовых, семейных проблемах. Поэтому в современных условиях нестабильности социально-экономической ситуации большое значение приобретает вопрос  о социализации  обучающихся  с ограниченными возможностями здоровья. Одним из механизмов социализации является социальная адаптация, которая позволяет воспитанникам коррекционных учреждений  активно включаться в разные структурные элементы социума, посильно участвовать в труде и общественной жизни коллектива, приобщаться к социальным нормам, культуре общения в группах, устраивать свой быт в соответствии с требованиями и правилами общежития. Социальная адаптация, т.е. активное приспособление путем усвоения и принятия целей, ценностей, норм, правил и способов поведения, принятых в обществе, является универсальной основой для личного и социального благополучия любого человека. Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида, в частности предмет «Социально-бытовая ориентировка»,  помогает ребенку ориентироваться в окружающей жизни, сформировать образ будущей семьи, выбрать свой путь, профессию, свой взгляд на мир. (слайды 2-5)
В специальной (коррекционной) школе-интернате имени Акчурина А.З. с. Камышла обучается  120 детей с ОВЗ: с легкой и умеренной, глубокой степенью умственной отсталости, со сложными дефектами. Из них 60 детей-сирот, 86 детей-инвалидов. Большая часть детей  проживает в школе-интернате. Многие родительские дети не имеют постоянных поручений в семье, редко посещают различные учреждения и организации, то есть большую часть своей жизни дети  проводят в отдалении от своей семьи, общества. А дети - сироты и вовсе лишены семьи и возможности приобретать опыт семейных и социальных взаимоотношений. Социально – бытовая ориентировка умственно отсталых детей существенно затруднена в силу неполноценности их познавательной деятельности, обусловленной психическим недоразвитием. В отличие от своих нормально развивающихся сверстников умственно отсталые дети не в состоянии самостоятельно выделить и освоить образцы решения социальных и бытовых задач.  Целью специального образования умственно отсталых детей является подготовка их к самостоятельной жизни в обществе. Поэтому роль уроков СБО в процессе обучения и воспитания выпускников коррекционных школ неоценима. (слайд 7) Задача уроков социально-бытовой ориентировки - сформировать правильное представление и дать необходимые знания по вопросам создания благополучной семьи, распределения семейных обязанностей, о защите своих прав, правилах коммуникации, этикета и поведения в обществе. (слайд 8)-коррекционные задачи.
Освоение программы предусматривает сочетание теоретических занятий, основанных на интерактивных формах освоения учебного содержания, а также использовании примеров и ситуаций из опыта знакомых детям героев литературных  произведений, учителей и воспитателей. (слайд 9)
(слайд 10-11) Процесс освоения программы СБО фиксируется в процессе проведения сюжетно — ролевых игр, экскурсий, обобщающих уроков, практических работ. Очень эффективной оказалась проектная деятельность, хотя, в начале были и скептики, которые утверждали, что проекты не для наших воспитанников. В ходе реализации проектов «Легко ли птицам зимовать?», «Мой зеленый друг», « Школа без сквернословия» обучающиеся не только получали практические навыки, но и учились самостоятельности. (слайды 12-13)
         Большинство разделов программы изучается с 5 по 10 классы. Это обусловлено особенностью динамики нервных процессов учащихся и позволяет учителю, соблюдая принципы систематичности и последовательности в обучении, при сообщении нового материала использовать опыт учащихся как базу для расширения их знаний, совершенствования имеющихся у них умений и навыков и формирования новых. 
Предмет СБО призван дать умственно-отсталым детям знания и практические навыки принятых в данном обществе норм поведения в своих действиях. Учитель СБО одновременно объясняет и показывает, как надо правильно себя вести в той или иной ситуации. К концу обучения все эти знания приводятся в систему, осознаются учащимися как необходимое руководство к действию. Знания о правилах и нормах поведения и  практические навыки  позволяют формировать сознательное стремление учащегося коррекционной школы овладеть нормами, принятыми в обществе. Личный опыт воспитанников еще очень беден, поэтому умственно-отсталый ребенок может нарушать эти нормы лишь в силу незнания того, когда, где и как надо поступать, как применить то, что он уже успел усвоить. Нередко учащиеся усваивают многое по подражанию, наблюдая  за поведением взрослых, часто отрицательным. Поэтому большое внимание учителю СБО следует уделять осознанию ребенком своего поведения, своих действий. Это необходимое условие формирования  общественно-полезных навыков и привычек, нравственных норм поведения, а это в свою очередь является одним  из путей формирования нравственно-волевых качеств личности. Но сам этот процесс очень сложный, требующий времени и совместных усилий и учителя СБО и родителей или воспитателей. Так, выучившись мыть посуду, школьник постепенно выполняет работу быстрее, чище и аккуратнее. Эта обязанность в результате приобретения навыка становится совсем не утомительной, привычной.  Для воспитания навыков и привычек, необходимых выпускнику специальной школы, необходимо позаботиться об организации упражнений в тех или иных поступках. Это можно делать на уроках во время сюжетно — ролевых игр, во время экскурсий, поездок. Такие упражнения требуют, чтобы учащийся зная, что у него  получается, что не получается, стремился бы овладеть тем  или иным действием, навыком, преодолеть свою скованность, свой комплекс неполноценности или наоборот, свою завышенную самооценку, зазнайство. Большую роль на данном этапе играет такт учителя или воспитателя, знание психологических особенностей каждого ребенка, индивидуальный подход. Для того чтобы упражнения были эффективны, необходимо, чтобы они сопровождались положительной эмоцией у ребенка. Это может быть одобрение учителя или воспитателя, одобрение товарищей.
         Нужно постараться дать детям возможность усвоить нужных привычек как можно больше. Это основа их будущего поведения в самостоятельной жизни. Необходимо помнить еще и об особенностях применения детьми знаний, полученных на уроках СБО, об их тесной связи в сознании ребенка с определенной знакомой ситуацией. Например, учащиеся, привыкнув здороваться с взрослыми, могут приветствовать их при каждой встрече, или приветствуют только тех взрослых, которых они хорошо знают, а незнакомых – не приветствуют. Поэтому детей надо специально учить применять полученные ими знания в разных ситуациях и постоянно напоминать.
Поэтому коррекционно — развивающее обучение детей с отклонениями развития  на уроках СБО является одним из методов комплексной реабилитации состояния здоровья, направленной на преодоление социальных ограничений, вызванных болезнью, путем развития их познавательных и личностных возможностей. Успешное освоение программы предполагает наличие у обучающихся  навыков, обладая которыми, они не превратятся в социальный балласт после выпуска из школы, а смогут выжить, прокормить себя и свою семью, и стать полноправным членом общества. Чем раньше для детей с особенностями развития будет реализован дифференцированный подход в определении содержания комплексной реабилитации состояния здоровья и психического развития, найдены и использованы специальные методы и приемы педагогической коррекции имеющихся у них отклонений развития, тем успешнее будет их социализация, будущее их семей, а значит, и будущее нашей страны.

Библиография
1.    Акатов Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными
возможностями здоровья: психологические основы: уч. пособие – М.: ВЛАДОС, 2004. – 368с.
2.    Воронкова В. В., Казакова С. А. Социально – бытовая ориентировка   учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида. Пособие для учителя. - М.: Владос,  2006.-  248 с.
3.    Девяткова Т. А. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: пособие для учителя.- М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004.- 304с.
4.       Егорова Т. В. Социальная интеграция детей с ограниченными       возможностями    здоровья.


Комментариев нет:

Отправить комментарий